TOPLIFE: дом с телескопом
01.12.2007

TOPLIFE: дом с телескопом

В гостях у вокального дуэта "Сестры Тельнюк" мы провели целый день. Сначала казалось, что на интервью и фотосессию хватит несколько часов. Но разговор о собственном доме стал чем-то большим, чем интерьерная история. Подчеркнутая простота пространства дома знаменитых украинских музыкантов помогала начать разговор о гораздо более важных и интересных вещах.

Вокальный дует «Сестры Тельнюк», это действительно сестры, Леся и Галя, дочери известного украинского поэта Станислава Тельнюка. Сегодня они – международная легенда, музыканты, открывшие Америке Украину нового времени. Впервые запели вместе больше двадцати лет назад. А в 1989-м, выступив на легендарной «Червоной Руте», получили всенародное признание и любовь. В 90-х годах сестры практически перебрались в Америку, и, казалось, останутся там навсегда. Год назад они, неожиданно для себя вернулись в Украину. Вернулись в свой новый дом.

Леся и Галя немного похожи внешне, но совершенно разные внутри. Леся – утонченная и загадочная, Галя – строгая и прагматичная, а говорить предпочитают откровенно и о музыке, и о людях, и о жизни в США и Украине. И, конечно, о своем доме. Именно дом стал причиной возвращения в Украину. Точнее, сначала появилось чувство, что пора возвращаться в Украину, а потом совершенно случайно появился дом.

Самое поразительное, что для Гали и Леси собственный дом означает что-то совершенно иное, отличное от общепринятых стереотипов. Казалось бы, годы пребывания в разных странах, жизнь на чемоданах, день в жестком графике «концерт-самолет-концерт», ночь в гостиницах или в гостях у друзей – что еще надо, чтобы появилась мечта о «тихом семейном гнездышке»! Но Галя сразу планирует дом с крыши, с обсерватории, чтобы окнами в небо, подальше от земли, поближе к звездам. А Леся – с цокольного этажа, с зоны вечеринок, осмысливая свой дом как место для множества людей.
Галя и Леся отвечали на вопросы интервью вместе, перебивая друг друга, споря в мелочах, но неизменно находя общую тональность разговора, когда говорилось о главном: о звездах, о семье, об украинской культуре и снова о музыке.

Вы живете в собственном доме? Как он появился? Как вы его выбирали?

Галя: Это загадочная история. Я уже собиралась остаться в Америке, когда Леся вдруг позвонила из Киева, где была по делам, и заявила: «Мы покупаем дом». Вот так просто, без раздумий, и, казалось, без особых причин. Конечно, мы собирались как-то обосноваться в Украине. Но мы же коренные киевлянки, родились и выросли в центре Киева, на Хрещатике. Покупка дома для нас – авантюра городских девушек, нечто совершенно непредставимое. Мы даже не представляли себе, что купить дом - это очень сложно, тем более новый дом, в котором голые стены, четыре этажа и много сотен квадратных метров. Даже когда дом был уже куплен, мы совершенно не представляли, как будем в нем жить, что будем делать с таким количеством комнат, как будем делить этажи. Леся еще в Америке смотрела на фотографии дома и его помещений, нафантазировала много разных проектов, и оказалось, что все впустую. Например, проект каминного зала в итоге оказался проектом студии звукозаписи. А комната для приема гостей внезапно стала библиотекой. Дом создавался долго и сам подсказывал нам, каким он хочет быть для нас.

Вы изначально планировали дом на две семьи?

Леся: Конечно – только вместе! Некоторое беспокойство, правда, было. Мы многие годы жили отдельно, разными семьями. Мы не боялись, что возникнут какие-то проблемы. Если все принимать с юмором и радоваться общению, то все будет нормально, а если искать ссоры, то и океан не разведет. Если человек захочет поссорится, то он и с Марса на Луну позвонит, чтобы сказать гадость. Дело совсем не в общей территории. Все бытовые моменты совершенно не важны. Надо находить радость не в удобстве быта, а в удобстве общения, и тогда получаешь бесконечное удовольствие. Например, чудесные летние вечера, которые мы проводим вместе. Более того, у нас появилась возможность сделать здесь нашу резиденцию, нашу студию, нашу библиотеку. Даже идеи лучше рождаются дома. Домашняя студия – у нас эта идея появилась, когда мы записывали альбом «Жовта кульбаба».

Галя: Это было позапрошлой зимой, когда были сильные морозы и снега по колено. Невозможно было дойти даже до ворот. Вот тогда мы решили, что надо писать музыку дома. Под это мы отдали первый этаж. А четвертый, он уже почти доделан, станет обсерваторией. Поставим там телескоп и будем наблюдать за звездами. Честно говоря, этот дом сначала не планировался как жилой. Мы уже так давно переезжали с места на место, что полностью сроднились с жизнью странствующих музыкантов. У нас даже развилась любовь к дорожным сундукам, монументальным, величественным, как дом. Идея купить дом просто не могла прийти нам в голову. Но Лесина дочка однажды листала журнал «Мой дом» и увидела, что продается дом. Она буквально соблазнила маму посмотреть, что там за дом. Получается, что именно она и сделала нас домовладелицами. После этого Леся приехала в Канаду с фотографиями. Если бы нам сказали: «Возьмите деньги, которые у вас есть, и постройте дом сами» - мы бы никогда не смогли этого сделать. А когда мы приехали и увидели, что коробка уже готова, а внутри можно делать что угодно, разыгралась фантазия и мы так воодушевились, что буквально за несколько дней купили свой первый дом.

Леся: Даже документы пришлось оформлять через посольство в Америке, так как Галя была уже скорее американка, чем украинка. Галя, честно говоря, была в легком шоке. И сразу захотела сделать обсерваторию. Еще не видела дом, а уже заказывала в Америке телескоп. Идея с обсерваторией нам всем понравилась, и придумывали мы ее все вместе. Вот так и начался наш общий дом – с обсерватории.

Квартиру в Киеве вы продали?

Галя: Мы полностью всем семейством перебрались сюда. Сначала было дискомфортно. Больше всего страдала Леся. Мы привыкли жить в центре Киева. Выйдешь из дома – все рядом. В доме все осложнилось. Уже не пойдешь запросто ни на концерт, ни на выставку, надо добираться машиной.   Только со временем мы поняли, что жизнь в доме – совершенно особое состояние. Те, кто живет в квартирах, совершенно не знают тишины. Этой особенной тишины, когда вокруг тебя твой мир, и он помогает тебе каждой мелочью. Удобство жизни в центре города – иллюзия. Дом это личное пространство, которое помогает больше ощущать внутреннюю свободу. Если дом становится «твоим», если человек умеет создать или «приручить» дом - меняется не только настроение, но и более серьезные вещи, например, состояние нервной системы. Нам здесь хорошо работается. В доме песни рождаются сами.

Как вы спланировали дом? Как создавали интерьер?

Галя: Сначала мы думали, что не будет никакого интерьера. Хотелось, чтобы все было максимально просто. Именно просто, а не подешевле. Но оказалось, что – простой интерьер – самый трудный жанр. Вещи так и норовили занять все свободные места, и нам приходилось даже сопротивляться, чтобы дом остался просторным и простым. К тому же и у меня, и у Леси свои этажи, и каждый этаж – особый мир, со своими законами и нюансами.

Леся: Пока не все получилось. Гале, например, полностью удалось создать кухню, соответствующую своим представлениям. Это, собственно, не кухня, а зона общения, отдыха, встреч. Кухня-гостиная. Галя хотела кухню в сельском стиле: все вещи простые, мебель из натурального дерева, цветы, занавески из простой ткани. Но диван у нас американский. К такому мы привыкли в Америке, где все влюблены в свои диваны. Спальня у Гали тоже не совсем спальня, а «кабинет – спальня». Можно было, конечно, поставить много перегородок, и сделать отдельно спальню, отдельно кабинет. Но мы сознательно сделали большую комнату, где не надо тратить время, переходя от отдыха к работе.

Галя: А у Леси свои подходы. Кухня у Леси – огромный зал, где почти нет мебели, кроме дружелюбного стола, за которым собирается все наша семья и друзья. А гостиная – особая творческая зона, где и наш репетиционный рояль, и коллекция картин, и любимые книги.

Я покорен Вашим сундуком! Какой-то Король сундуков! Откуда он?

Леся: Сундук мы тоже привезли из Америки. Он – яркое воплощение нашей странствующей жизни. Мы так много времени проводили в разъездах, что дорожные сумки, кофры и сундуки стали чем-то вроде передвижного дома – надежные, основательные, вечные. Этот сундук мы увидели в витрине магазина на Манхеттене - и немедленно купили. С тех пор он с нами.

В доме много американских фотографий. Тоскуете по Америке?

Леся: Мы прожили в Нью-Йорке часть жизни. Это были счастливые и несчастливые дни. Сначала, в первый приезд, мы были в восторге от Америки, и прежде всего от Нью-Йорка. Нам казалось, что мы влюбились в этот город. Но оказалось, что если ты восторгаешься, значит этот огромный монстр уже проглотил тебя, и ты в середине желудка этого огромного животного, которое медленно тебя переваривает. Все проходят через это. Но мы сумели вырваться. Может, помог дом, может, мечта о собственном телескопе, может новые песни, которые звали домой в Украину, и которые были с нами всегда, были нашей Украиной в любой стране. Мы вернулись, и, уезжая из Америки, купили авторские фотографии Нью-йорка, чтобы он тоже знал, что мы его проглотили.

Галя: Кстати, наш дом помог нам на себе почувствовать разницу между американцами и европейцами. Американцы совсем другой народ. Они к вещам относятся как к чему-то временному, мимолетному. Они больше не гонятся за американской мечтой: «дом-машина-сад». В Америке сегодня гораздо больше ценится возможность жить интересной жизнью, а не приобретать дорогие вещи. Имущество отягощает, делает малоподвижным. А американцы очень ценят свободу. Но не как красивое слово, а практическую свободу, свободу для бизнеса, для творчества, для общения. И потому всегда держат себя открыто, доброжелательно, позитивно. Я их за это очень уважаю. Этим самым они не портят жизнь окружающим, не выплескивают свои проблемы наружу, как европейцы. Они умеют держаться. Они борцы и этим отличаются от нас.

Леся: Самое интересное, что когда мы создали дом, к нам стали наведываться местные буржуи – посмотреть. И практически все были шокированы нашим стилем. Они пытались нас учить и наставлять, как сделать «по-богатому», чтобы «было не стыдно перед соседями» и прочее. Обязательный набор: «бассейн-бильярд-сауна» и т.п. А нам смешно. Наш дом – для свободной жизни, для музыки, книг, творчества и общения. В этом мы - американцы. Модные стереотипы «жизни по-богатому» - от бедности и пустоты. Это не для нас. Все осторожно спрашивают, мол, что у вас за секрет такой, что вы в одном доме двумя семьями, и без негатива…

Галя: А секрет прост. Надо поставить на крыше телескоп и иногда вместе смотреть на звезды.





spotify.com
deezeer.com
music.apple.com